ПРИГЛАШАЕМ!
ТМДАудиопроекты слушать онлайн
Художественная галерея
Осенний отлив на Белом море. Поморский берег (0)
Москва, пр. Добролюбова 3 (0)
Москва, Смольная (0)
Москва, Центр (0)
Москва, Фестивальная (0)
Зима (0)
Храм Преображения Господня, Сочи (0)
Поморский берег Белого моря (0)
Беломорск (0)
Москва, ВДНХ (0)
Микулино Городище (0)
Беломорск (0)
Троицкий остров на Муезере (0)
Весеннее побережье Белого моря (0)
Москва, пр. Добролюбова 3 (0)
Поморский берег Белого моря (0)
«Рисунки Даши» (0)

«О пьесе Вильяма Шекспира «Гамлет»» Денис Семенов (Учин)

article670.jpg
Первое, что хочется заметить, это то, что пьеса о Гамлете принце Датском, безусловно, самая известная в западноевропейской драматургии. А вот ПРИЧИНЫ ее известности мы и попытаемся исследовать в этой статье. Итак.
«Гамлет» глубоко ХРИСТИАНСКАЯ пьеса, наглядно показывающая нам вечное столкновение между Божьей Системой и ее ТЕНЬЮ, Антисистемой – фашизмом.
Обратим внимание сначала на имена персонажей.
Главным носителем «козлоногой» доктрины здесь является Клавдий. Имя не просто античное, а именно римское, и не просто римское, а отсылающее нас именно в Рим уже после прихода Христа – императорский, или правильнее ХИМЕРНЫЙ.
Ему противостоит в античном же ключе Горацио, стоик, но не христианин. 
Горацио, очевидно действенно СЛАБЕЕ Клавдия, его доктрина проигрывает доктрине Клавдия – недостаточна.
С другой стороны мы видим имена германского происхождения:
Гамлет – главный носитель христианской доктрины в этой пьесе,
Гертруда, его мать.
Розенкранц и Гильденстерн – его друзья по «университету», но... (это чуть позже).
Посреди этой истории, как памятник прагматизму обывателя (живущего по большому счету вообще ВНЕ доктрин, т.е. такому изначальному безбожнику-прагматику – стоит Полоний и его дети:
Офелия и Лаэрт. Лаэрт, очевидно тяготеет к чему-то именно французскому, Офелия, в общем, также, а вот сам Полоний (элемент таблицы Менделеева) – своего рода мостик от античности к эпохе Гамлета, и прежде всего самого Шекспира. Это ВЕЧНЫЙ обыватель. Умный, хитрый, циничный, но... недальновидный – ТАКТИК ЖИЗНИ.
Озрики и т.д. представляют уже просто Гоголевские ни то ни се, Фортинбрас – языческая альтернатива Гамлета, тоже что-то германское, но... не христианское. Оно здорОво, но не милосердно – значит не надолго здорОво. «Заболеет» неизбежно.
Отдельно стоят низшие по статусу, но важнейшие по действию: СОЛДАТЫ-часовые:
и здесь полный интернационал: Бернард и Франциск, Марцелл, Актеры, Могильщики. И самое главное, что ВСЕ они, эти верные часовые, верны именно Гамлету, Присяге и базовой доктрине Гамлета – т.е. христианству. Это Его подлинная опора, а не холодный, хоть и очень честный стоик Горацио (почти буддист). Видите уже самый РАСКЛАД сил, служит ясной предтечей развивающего в пьесе противостояния даже не просто Доктрин, а Вселенных, вернее Божьей Вселенной и ее Тени.
Сюжет мы пересказывать конечно не будем, а пойдем по ВЕХАМ.
Как стал возможен «легитимный» приход к власти Клавдия, очевидно не имевшего НИКАКИХ прав на престол, даже если бы король Гамлет им не был убит? Как могло стать так, что два брата королевской крови названы именами не просто разных народов, а разных цивилизаций? Они отличны не просто по характерам и идеям, они ВИЗУАЛЬНО принципиально диаметрально отличны:
 
«Взгляните сюда, на этот портрет и на этот, на изображение двух братьев. Посмотрите, каким изяществом отмечено это чело. Кудри Аполлона, чело самого Юпитера, взор Марса, созданный, чтобы угрожать и приказывать. Осанка, подобная вестнику Меркурию, только что опустившемуся на вершину горы, целующей небо. Кажется, что на это сочетание качеств и на этот облик каждый из богов поставил свою печать, чтобы удостоверить, что это действительно был человек. Он был вашим мужем. Ну, а теперь посмотрите, что за этим последовало. Вот ваш муж, подобный пораженному спорыньей колосу, погубившему своего здорового брата. Где у вас глаза? Как могли вы перестать питаться на этой прекрасной горе, чтобы жиреть на этом болоте? Ха! Где у вас
глаза? Вы не можете назвать это любовью, потому что в вашем возрасте огонь в крови смирился, стал покорным и подчиняется суждению. А какое суждение может предпочесть вот этого этому?»
 
«Они похожи, правда? это братья?!
Один спокоен, нежен и красив,
А сколько мужества и сколько разуменья?
Как будто Аполлон, Юпитер, Марс,
Задумали сойтись в одном из смертных!
Меркурий их и тот догнал, когда
Вложил на плечи царственных осанку, 
Как у него, спустившихся с небес,
И на Олимпе небо целовавших!
Казалось бы весь сонм богов печать
Свою на нем оставил – человека!
И он был мужем вам… А мне отцом…
Теперь же вот сюда! 
Смотрите! Что потом, за этим стало!
Вот ваш супруг теперь, смотрите!
Как колос, пораженный спорыньей,
Сгубивший благородный злак напротив, 
Своей отравой. Где у вас глаза?
Как можно с горных пастбищ 
В зловонное болото окунуться?!
И тут жиреть? Ха! Где у вас глаза? 
Не верю, тут, не может быть любви! 
Вы не девчонка, чтоб ходить юлою!
Здесь есть расчет! Но что же за расчет?»
 
Что это? «Некомпетентность» автора, как утверждают некоторые «интерпретаторы»? Но это «довод» превращающий любое исследование в бессмыслицу – довод софистов (как раз Клавдиева крыла), ведь тогда можно дойти и до «не существований» и автора (что уже озвучили), а потом и самой пьесы (тщательно ее припрятав от «подрастающего поколения»). 
ЗНАЧИТ АВТОР КОМПЕТЕНТЕН и это ВЗЯТО нами Априори, т.е.:
Гамлет-отец и Клавдий НЕ РОДНЫЕ БРАТЬЯ, а в лучшем случае полукровки! в худшем же Клавдий ВООБЩЕ ПОДЛОГ! КУКУШОНОК! Вот на что СРАЗУ намекает нам Шекспир!
Святогор и Карла-Черномор!
Хорошо. Природа земная, не Божья – двойственна. Предположим. Компенсация, взаимодополнение, диалектика. 
Чуть отклонившись заметим, что Запад стоит на одномерном – отсюда вся их бесконечная философия с «третьим не дано» – попытка засунуть куб в планшетную плоскость, восток на двумерном Инь-Ян – где нет конца их борьбе-единству – отражает точно земные процессы, но не Небесные, и только Россия – посреди находясь И ОПИРАЯСЬ КАК РАЗ НА ДОКТРИНУ ЮГА – а еще правильнее Центра ЕвразиаАфрики – ГЕОРАФИЧЕСКО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ПУПОВИНЫ ЗЕМЛИ (для нас Ближний Восток – Родина Библии – это ЮГ, подбрюшье) – СТОИТ НА ТРОИЦЕ – т.е. Инь-Ян+Бог. Это есть, собственно Библейская доктрина в разрезе, если попробовать обобщить ее общепланетарно – сопоставив с сосуществующими мега-доктринами Запада и Востока. Именно поэтому Гетевский Фауст ОТДЕЛЯЕТ в своей попытке перевода Библии «на язык земли родной» - Слово от Дела и от Мысли (ибо он западник-плоскостник), в то время, как в ИУДЕЙСКОМ ПЕРВОИСТОЧНИКЕ, И В РОССИИ ТАКЖЕ, – это ТРИЕДИНО-ЕДИНО. Ибо нет слова, без мысли, а произнесение слова, есть процесс делания-действия, это если примитивно, чтоб «плоскостники» поняли. А если же по СУТИ, то триединая МЫСЛЬ-СЛОВО-ДЕЛО (Отец-Святой Дух-Сын – между прочим) ИЗНАЧАЛЬНО понимается, как ЕДИНОЕ – ПОСЫЛ, ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ТВОРЦА ВСЕЛЕННОЙ – НЕРАЗДЕЛИМОЕ И НЕВМЕЩАЕМОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ УМУ – выраженное в ПервоБиблии как раз единым словом обозначавшим ВСЕ ТРИ! А разделять это на шаги могут только застрявшие в «третьего не дано», чем и занимаются все «плоскостники» от появления Септуагинты и Р.Х. до наших дней. Это то самое Слово по которому ГОРА ИДЕТ В МОРЕ! У горы нет СВОИХ сил ходить, понимаете? СЛОВО ЕЕ СДВИНУЛО! Ясно? Вернемся.
Клавдий наделен Шекспиром всеми ИЗВЕСТНЫМИ СОСТАВЛЯЮЩИМИ ИЗВЕСТНОГО ГЛАВЫ МИРА ТЕНЕЙ.
 
«Убийца и подлец! Раб, который не стоит и двухсотой части вашего первого мужа. Воплощение  шутовства и порока среди королей  /Гамлет сравнивает Клавдия со Старым Пороком,  персонажем народного фарса и моралите. Этот персонаж, с одной стороны, был воплощением всевозможных пороков, с другой - буффоном, шутом/. Вор, похитивший государственную власть, укравший с  полки  драгоценную  корону и спрятавший ее в карман!»
 
«Убийца и урод! 
Дешевый раб, не стоящий одной
Двухсотой части первого вам мужа!
Шут и буффон, он точно Старый
Порок, что на потеху представляют
На ярмарках бродячие шуты!
Средь королей он первый – козлоногий!
Ворюга, власть стащивший под шумок.
Под сальным пузом вынесший корону
Из драгоценной датских королей.
И спрятавший в карман!»
 
Т.е. полная Тень от доблести. Вместо Правды – Ложь, Вместо Силы – Коварство, т.е. использование Чужой силы в своих целях, вместо Примирителя  – Интриган, ссорящий всех и вся, вместо Красоты – Урод, потому, что именно Душа определяет ее наличие, глаза Греха – смотрящие ВНУТРЬ СЕБЯ, чтобы скрыть подлинную информацию своей «души», ЗАКРЫВАЮТ ВСЕ, что можно считать КРАСОТОЙ, оставляя только СИЛИКОН, не являющийся сам по себе ничем, кроме материи, а КРАСОТА – есть понятие ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ прежде всего.
Т.е. перед нами – Дьявол. Но, не персонально, как Гетевский Мефистофель, а именно ЗАВЛАДЕВШИЙ СМРАДНОЙ ДУШОЙ КЛАВДИЯ ПОЛНОСТЬЮ (в отличие, как раз от Гетевского Фауста, так и не продавшего свою душу, хоть и подписавшего «договор»). Клавдий НИЧЕГО не подписывал, а просто ПРОДАЛ (по оферте) своими ПОМЫСЛАМИ, ДЕЙСТВИЯМИ и ВОСПОЛЬЗОВАВШИСЬ НЕПРАВЕДНЫМИ БЛАГАМИ без малейшей тени осознания содеянного и покаяния в нем! КИБРОТ-ГАТААВА! (Гробы прихоти)
 
«Клавдий - Что же мне делать? Что остается? Испытать, что может сделать раскаяние? Чего
оно не может? Однако что же может оно сделать, когда не можешь раскаяться? О несчастное  состояние!  О сердце, черное, как смерть! О душа, как пойманная клеем птица, которая, чем больше силится освободиться, тем больше вязнет».
 
Итак – Клавдий – КУКЛА Сатаны. Сосуд, из которого вылили Божье и залили Дьяволово. От Человека – там ТОЛЬКО ОБОЛОЧКА.
Так кто же помог ему? Кто стал СТУПЕНЬКОЙ к его трону? Ну-ка, ну-ка?!
А ОБЫВАТЕЛЬ ПОЛОНИЙ! Вот кто был ПЕРВЫЙ доволен сменой «ветра»! ВОТ КТО ПОМОГ! Гамлет-отец был Полонию поперек его ЭПИКУРЕЙСКОГО вечно-застоя с псевдодогматикой домашнего Самодура! Вот «библия» от Полония (кстати, слово полон однокоренное – он в плену своей «рассудительности»):
 
«И, смотри, запиши в памяти следующие правила. Не выбалтывай своих мыслей, а беспорядочные мысли не приводи в исполнение. Будь общителен, но не фамильярен. Друзей своих, дружбу которых ты испытал, прикрепи к душе стальными обручами. Но не мозоль ладони общением с каждым только что вылупившимся, неоперившимся приятелем. Остерегайся вмешиваться в ссору. Но если ты принял в ней участие, доведи дело до конца, чтобы противник остерегался тебя. Открой ухо для всех, но говори с немногими. Слушай каждого, но храни про себя свое суждение. Покупай дорогую одежду, насколько позволит твой кошелек, но без излишних модных причуд: богато, но не пышно. Ибо одежда часто выражает человека. Во Франции люди высшего ранга и
положения особенно разборчивы и благородны в этом отношении. Не занимай денег и не давай взаймы. Ибо, давая взаймы, часто теряешь и деньги и друга, а беря взаймы, притупляешь в себе чувство бережливости. Но вот что главное: будь верен самому себе, и отсюда необходимо последует, как ночь следует за днем, что ты никому не изменишь».
 
«Что мыслишь, не болтай, 
Не взвесив все - не действуй.
Будь щедр в словах с людьми,
Но не приемли фамильярность. 
Друзей испытанных храни, как шпаги сталь,
Но не мозоль ладони, 
Братаясь с каждым встречным-поперечным.
Не лезь в чужую драку, если все ж
Приперт к стене, сражайся тут уж храбро,
Чтобы твой враг запомнил твой удар.
Открой свой слух для всех, 
Но говори с не всеми. 
Сужденью каждого внимай,
Свое ж держи в тени.
Оденься дорого, настолько,
Насколько позволяет кошелек,
Но и без модных вычур.
Запомни дорого – не пестро.
Французы в этом понимают сверх всего.
Не занимай и не ссужай, давая деньги, 
Рискуешь часто друга потерять
И их к тому ж…
А жизнь в кредит - к безденежью дорога. 
Но вот, что главное: будь верен сам себе! 
Как ночь сменяет день и это главный
Залог твой, что не изменишь другому.»
 
Благоразумие? Как бы не так! От этого «благоразумия» ПРОЙДОХИ веет Клавдием, всегда и неизбежно приходящим на плечах такого циника-эпикурейца, и приносящим СМЕРТЬ и ему самому – этому благодушно-черствому сухарю САМОЖИЗНИ и «благоразумия» идейного себешки-неваляшки. 
Что породила «доктрина Полония», кроме легитимации Клавдия?
А беспринципного и развратного честолюбца Лаэрта, которого можно ЗА ТРИ ЦЕЛКОВЫХ втянуть в любую как раз авантюру, нажав на столь неподконтрольные его воле «струны души»! Не различающего ДОБРА И ЗЛА В ПРИНЦИПЕ! Меряющего ВСЕ ТОЛЬКО самовыгодой, а значит ПОЛНОСТЬЮ ЗАВИСИМОГО ОТ ЛЮБОГО, кто сможет эти его НЕОБУЗДАННЫЕ СТРАСТИ ПРОСЧИТАТЬ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ СЕБЯ, и против него же самого! КУКЛУ-ТЩЕСЛАВИЯ! И КУКЛУ-ВСЕПОКОРНОСТИ Офелию! Да, тоже куклу! Ведь смирение бывает добродетелью только в Божьем КЛЮЧЕ, а когда смирение сменяется клоносостоянием, послушной, РАБЬЕЙ покорностью ЛЮБОМУ приказу – оно чаще всего еще более Демонично, чем самый оголтелый анархизм! Оно таит в себе такие МЫСЛИ и СТРАСТИ (всегда выражающиеся и в ДЕЛА), что самый оголтелый грешник ужаснется! Полоний, ради сиюминутных и сомнительных целей, попросту ПОДКЛАДЫВАЕТ свою НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЮЮ ДОЧЬ под Гамлета, зная наперед! что ей не быть королевой, НО НАЛОЖНИЦЕЙ! Лишь бы ублажить Клавдия! Как оно? По-эпикурейски вполне! А ТА ЛОЖИТСЯ! Вот что. Даже НЕ ПОСОПРОТИВЛЯВШИСЬ! Вот здесь она уже УМЕРЛА, а не потом утопившись. «ПОТОМ» БЫЛО ПОСЛЕ «ЭТОГО» И НЕИЗБЕЖНО. Послушала бы Гамлета – про монастырь – осталась бы жива. Вот где ПОСЛУШНОСТЬ-то! Послушность СИЛЕ, вот чему! И более НИЧЕМУ. РАБСТВО. Послушность мечтам-страстям СВОИМ, а даже не голосу разума, не то, что Бога. Сходила бы в монастырь, вышла потом, и замуж в том числе! А может быть и... ОСТАЛАСЬ БЫ ТАМ. АН НЕТ!..
Таким образом, именно Полоний является творцом Клавдиев! Именно он – их главный ИНКУБАТОР! Ибо с ними «удобно», но только поначалу, как и со всяким ГРЕХОМ.
Теперь про ищущих языческую богиню Удачу – Розенкранца и Гильденстерна. Что за имена такие? А? Розенкранц – розенкрейцер – роза и крест – один из тайных антисистемных орденов, которые, естественно, в большинстве своих участников просто СТАРАЛИСЬ ПОЖИВИТЬСЯ. Это не Магистр розенкрейцеров, а так, в первом посвящении – «послушник»-погоняло. Гильденстерн? Гильден, гульден, гильдия, это все с одной стороны, а с другой? А с другой Штерн! Звезда! Обласканный славой своей тусовочки пай-мальчик богатого клана-гильдии. Видите, как они ТУТ сошлись? Жаднолюбец-экстремист СНИЗУ – Розенкранц и «сыночек» от «финэлиты» – Гильденстерн, которому очень хочется к деньгам папы еще и титула АРИСТОКРАТА. К чему же приводит их ВЫБРАННЫЙ ИМИ ПУТЬ (добровольно заметим, их не пытали, в кандалах не водили)? К бесславной и ТРАГИЧЕСКОЙ гибели обоих, ибо... даже если бы Гамлет их не «провел», то их, КАК СВИДЕТЕЛЕЙ убрал бы сам Клавдий – будьте благонадежны! Прямо СРАЗУ по отчете-приезде поднес бы им «сонного питья» и БРЫК. Вот к чему приводит поклонение богине Удаче, а ведь, заметим, они были ВЕЬМА И ВЕСЬМА «упакованные» ребята еще и ДО... но захотелось БОЛЬШЕ и... разбитое корыто.
Гертруда – классическая женщина. Тактика во-плоти. В меру рассудительна (в меру очень небольшую), ОЧЕНЬ сластолюбива, частично властолюбива – это «пожилая Офелия» (без монастыря) – КУКЛА, но смирившаяся и нашедшая в том много УДОВОЛЬСТВИЙ, совмещая «покорность» с Полониевым ИНТЕРЕСОМ к «побрякушкам жизни». Номер ДВА, ВЕДОМЫЙ «не заметивший» подмены ГОЛОВНОГО, и тем ОПРАВДАВШИЙ все и вся. Как видим и эта «база» приводит все к тому же – ГИБЕЛИ от Врага. Враг ведь пришел ГУБИТЬ, это он только «обещает» ПРИЗЫ, но его главным призом является именно ГИБЕЛЬ, как раз того, КОМУ ОБЕЩАНО. Как духовная, так и физическая. Аннигиляция.
Про Горацио уже сказали, Озрики это недоРозенкранцы-Гильденстерны-пажи («свежая поросль» все тех же идеалов), тут ясно, потому НАКОНЕЦ к ДВУМ Главным.
ОТЦУ И СЫНУ.
Важнейшим текстом Гамлета является вот это:
 
«Что же касается этого вельможи (указывает на Полония), я раскаиваюсь. Но так захотело небо - наказать меня через него, а его через меня и сделать меня бичом и слугой своим. Я уберу его и сумею ответить за его смерть. Итак, еще раз - доброй ночи. Я должен быть жестоким только для того, чтобы быть добрым. Так начинается злое, но худшее еще впереди».
 
«Что ж до Полония… Жалею и скорблю…
Раскаиваюсь… но раз хочет небо
Меня через него тут наказать
И наказав его через меня, одновременно,
Меня слугою и бичом своими сделать…
Труп уберу, отвечу за убийство.
Спокойной ночи, мама. Должен я
Жестоким стать, чтоб оставаться добрым.
Сегодня было лишь началом бед
Назавтра ждите новых».
 
Т.е. Гамлет все время подвергаемый искушениям-испытаниям пытается определить – КТО поручает-требует от него Возмездие?
Кто в образе короля-Отца является ему? Дьявол или Бог?
Все действия-мысли Духа указывают нам именно на Божественную природу его Существа.
Он требует возмездия, но только за Себя, и СТРОГО к определенному лицу (уже обозначенному нами главным НОСИТЕЛЕМ КОЗЛОНОГОГО – смердящим трупом, заражающим-убивающим все вокруг), хотя, как мы уже расследовали выше, в УБИЙСТВЕ Гамлета-Отца так или иначе виноваты ВСЕ в Эльсиноре, кроме часовых-солдат, актеров и могильщиков – т.е. НАРОДА. ВСЕ сделали или НЕ СДЕЛАЛИ ВПОЛНЕ ЯСНЫЕ ОСОЗНАННЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ОТКРЫВ ПУТЬ КОЗЛОНОГОМУ КЛАВДИЮ К ПРЕСТОЛУ (включая даже робкую Офелию)! Но Он ТРЕБУЕТ ИХ ВСЕХ ЩАДИТЬ! И прежде всего, Гертруду. 
 
«Но, каким бы путем ты ни выполнял это дело, не запятнай ни ума, ни души замыслом против твоей матери: предоставь ее небу и тем шипам, которые заключены в ее груди, - пусть они колют и жалят ее. Прощай же!»
 
«Но, как бы ты свой не направил гнев…
Не поднимай руки на королеву…
На мать… Пусть судят небеса
Ее и грудь ее пусть жалит -
Чертополох души. Прощай же!»
 
Гертруду! Самого БЛИЖНЕГО ИЗ БЛИЖНИХ, явно НЕДОГЛЯДЕВШУЮ за Его сном! Где была она в этот час? Жена своего мужа? ВОТ!.. 
Именно Он посылает Гамлету и все испытания – возможность отомстить в часовне, из-за угла, став тем же козлоногим! привести в свой дом ЧУЖОЕ войско, обрекая Отечество на грабеж, разор и убийство тех самых ВЕРНЫХ Отцу-Королю часовых! Гамлет проходит мимо ВСЕХ них ДО УПОРА. До Божьего Суда над Клавдием и всей историей, произошедшей в Эльсиноре! Ибо его Ведет Верность своему Отцу! Его МЕТОДАМ! Его Заповедям! Его ЗАВЕТУ! Убийства так и не происходит! Происходит БОЖИЙ СУД! Публичный! Явный! Доказательный! И ЖЕРТВЕННЫЙ.
Перед нами величайшая из БИБЛЕЙСКО-ХРИСТИАНСКИХ (Едино-Ветхозаветно-Новозаветных) пьес, написанных когда-либо.
 
В статье использованы фрагменты подстрочного перевода М.М. Морозова и перевода-пересказа Д.Б. Семенова (Учина).
 
© Семенов Д.Б. (Учин) Все права защищены.

К оглавлению...

Загрузка комментариев...

Побережье Белого моря в марте (0)
Храм Казанской Божьей матери, Дагомыс (0)
Храм Казанской Божьей матери, Дагомыс (0)
Москва, Центр (0)
«Кавказ предо мною» 2018 х.м. 60х60 (0)
Записки сумасшедшего (0)
Москва, Ленинградское ш. (0)
Москва, Фестивальная (0)
Вид на Оку с Воскресенской горы, Таруса (0)
Поморский берег Белого моря (0)

Яндекс.Метрика

  Рейтинг@Mail.ru  

 
 
InstantCMS